Запорная арматура для труб затвор и задвижка: есть ли разница » Как правильно » Статьи по охране труда
ЗНАК-Комплект Скажи "Да!" Охране Труда
На главную Купить продукцию в магазине Карта сайта Контакты

Главная » Статьи по охране труда » Как правильно » Запорная арматура для труб затвор и задвижка: есть ли разница

« Выгодный кредит для пополнения оборотных средств: условия | Крепеж повышенной прочности: как производится и где применяется? »


Запорная арматура для труб затвор и задвижка: есть ли разница




Запорная арматура для труб затвор и задвижка

Шиберная задвижка


Задвижка, затвор относятся к запорным устройствам в трубопроводах, транспортирующих в промышленных или гражданских целях газы или жидкости. Оба вида запоров служат для прекращения движения продукта по трубам, но отличаются один от другого функционалом. Шиберные запоры выполняются из пластин, что обеспечивает сравнительную простоту конструкции арматуры.

О задвижке

В отличие от затвора, задвижкой можно плавно регулировать интенсивность потока жидкости или газа. Для такого процесса затвор служит барьерным элементом. Он опускается специальным шпинделем до нужной высоты под прямым углом к трубопроводной оси. Форма запирающего элемента, плотно прилегающего к седлам, может выполняться различной. В зависимости от типа запирающего элемента задвижка относится к шиберному, клиновому, параллельному, шланговому типу. Материал, из которого изготавливают задвижки, выдерживает воздействие давления до 25 МПа и температуры свыше 500°С.

Конструкцию арматуры составляют детали, представленные:

  • металлическим корпусом, два конца которого крепятся с помощью фланцев, сварки или муфт на трубы одного диаметра;
  • двумя седлами, с находящимся между ними затвором;
  • управляющим узлом (шпинделем с резьбовой гайкой).

Такая арматура имеет небольшое гидравлическое сопротивление (это важно для больших скоростей передаваемых потоков), обеспечивает работы при большом давлении и температуре, высокую герметичность, из-за чего её рекомендуется устанавливать для линий труб небольшого диаметра, транспортирующих воду, нефть, на объектах энергетики. Среди недостатков отмечается долгое открывание и закрывание, большая строительная высота монтажа, что усложняет работы по обслуживанию и ремонту.

Затвор шиберный дисковый

О затворе

Среди главных функций арматуры — ограничить движение продукта внутри трубопровода. Для большинства видов аналогичной арматуры это единственная функция. Но есть и исключения, дополнительно предназначенные для регулирования интенсивности потока выставлением клапана в промежуточное положение.

Арматурное изделие состоит из:

  • металлического корпуса, имеющего цилиндрическую форму;
  • дискового клапана, выполняющего функцию блокировки;
  • уплотняющего элемента;
  • рычага для поворота клапана вокруг его оси.

Устройствами не обеспечивается хорошая герметизация, из-за чего их чаще устанавливают в трубопроводах, имеющих большие диаметры или низкое давление: воздухо- и газопроводах, вентиляционных, тепловых, водоснабжающих системах, в пожаротушении.

Компактные размеры, небольшая масса, простая конструкция позволяют выполнить монтаж без затруднений, с легкостью проводить ремонт, замену уплотнителя. Среди недостатков упоминают о низком крутящем моменте в некоторых моделях (из-за чего требуется установка редукторов), низкой герметичности (исключая изделия с мягкими уплотнителями), гидравлическом сопротивлении диска и трудностях очистки трубопроводов механическими приспособлениями.

Затворы шланговые могут иметь разные виды уплотнения запорных элементов:

  • эластичное уплотнение диска;
  • эластичное уплотнение внутри корпуса;
  • эластичная рубашка внутри корпуса;
  • металлическое уплотнение.

Затворы с уплотнением внутри корпуса по сравнению с уплотнителями на диске обладают преимуществом в заметно меньшем воздействии среды на уплотнительный материал, что продлевает срок эксплуатации такой арматуры.

Эластичный уплотнитель обеспечивает более высокую герметичность в сравнении с металлическим, но уменьшает долговечность приспособления.

Отличия в использовании

У устройств разный механизм работы: у затвора происходит вращение дискового клапана вокруг собственной оси, а задвижка сдвигается вправо-влево или вверх-вниз. Благодаря этому допускается плавное выставление положения преграды в процентах и уменьшение сетевой нагрузки.

Среди прочих отличий упоминают о:

  • скорости принятия разных положений;
  • легкости монтажа и техобслуживания

  • уровне герметизации и предельном рабочем сетевом давлении;
  • сфере использования.

О выводах

Выбор запора зависит от целей установки на трубопроводные системы с учетом отличия и сходства, преимуществ и недостатков, необходимой долговечности, простоты монтажа и обслуживания, параметров транспортируемых по трубам потоков.