Безопасность на ж/д транспорте: устройства контроля бдительности машиниста » Безопасность на транспорте » Статьи по охране труда
ЗНАК-Комплект Скажи "Да!" Охране Труда
На главную Купить продукцию в магазине Карта сайта Контакты

Главная » Статьи по охране труда » Безопасность на транспорте » Безопасность на ж/д транспорте: устройства контроля бдительности машиниста

« Охрана труда в детском саду | Безопасность объекта: автоматический контроль доступа »


Безопасность на ж/д транспорте: устройства контроля бдительности машиниста




устройства контроля бдительности машиниста

Благодаря железнодорожному сообщению между городами и странами ежедневно перевозятся миллионы пассажиров и миллионы тонн различных грузов. Основная доля ответственности за обеспечение безопасности таких перевозок возлагается на машинистов поездов, которые контролируют скорость состава, соблюдение графика движения, отсутствие препятствий на путях и многое другое, что может привести к возникновению нештатных или аварийных ситуаций. Самые современные поезда оснащаются электроникой, которая осуществляет контроль необходимых параметров в автоматическом режиме, и доля такого транспорта растет, но подавляющее большинство ж/д составов управляется живыми машинистами, что оставляет риски возникновения т. н. человеческого фактора, способного привести к ЧП.

Одним из приборов, неизменно присутствующих в кабине машиниста поезда, выступает устройство контроля бдительности. С его внешним видом и техническими характеристиками можно ознакомиться на сайте https://selarius.ru/catalog/blok-kontrolya-bditelnosti-bkb, где размещен большой каталог разнообразного промышленного и ж/д оборудования. Устройство контроля бдительности машиниста призвано осуществлять проверку состояния человека, управляющего поездом, в частности, предупреждая его засыпание. Бдительность проверяется следующим образом: на устройстве включается световая индикация, заметив которую, машинист обязан нажать на рукоятку прибора. Тем самым он «сообщает» прибору, что не спит и не находится в полусонном состоянии, т. е. может адекватно и быстро реагировать на подачу светового сигнала.

У машиниста есть 5-7 секунд, чтобы выключить световую сигнализацию, после чего раздается свисток, который удастся отключить только путем приведение в движение рычага, находящегося на высоте (для этого придется встать). Прежде устройства контроля бдительности включали в себя лишь такую звуковую сигнализацию, но практика показала, что у машинистов может вырабатываться т. н. условный рефлекс на звуковой сигнал, когда его отключение может производиться в опасном полусонном состоянии. Более современные приборы контроля оснащаются световой сигнализацией, а в ряде случаев вовсе имеют расширенный функционал: следят за самопроизвольным троганием поезда, проверяют бдительность машиниста при работе светофоров в разных цветовых режимах и пр.