Как написать должностную инструкцию. » Статьи » Новости охраны труда
ЗНАК-Комплект Скажи "Да!" Охране Труда

Главная » Новости » Статьи » Новости охраны труда » Статьи » Как написать должностную инструкцию.

« Санитарная проверка | Хабаровский край: Как снизить травматизм и профессиональную заболеваемость на предприятиях. »


Как написать должностную инструкцию.




В настоящее время значительно расширилось понимание роли такого документа, как должностная инструкция. И руководители, и рядовые сотрудники предприятий стали относиться к должностной инструкции как к документу, регулирующему трудовые отношения наравне с трудовым договором, правилами трудового распорядка и инструкциями по охране труда. По этой причине возникает вопрос о правильном подходе к составлению должностной инструкции, о соблюдении ее соответствия требованиям законодательства и об отношениях, регулируемых этим документом.

Начнем по-порядку. Составлению должностной инструкции должна предшествовать разработка другого документа – положения о подразделении. В нем должны быть перечислены функции, выполняемые данным подразделением, а также распределение этих функций между сотрудниками подразделения. Положение о подразделении составляется с учетом особенностей работы предприятия и штатного состава сотрудников.

Далее вам потребуется "Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих" (утв. Постановлением Минтруда России №7 от 21.01.2000). Этот документ содержит описания должностей, общих для всех отраслей экономики, а также для некоторых отраслей в отдельности. Квалификационным справочником следует пользоваться при составлении должностной инструкции, чтобы избежать возложения на сотрудника обязанностей, не предусмотренных для его должности.

Должностная инструкция должна включать в себя следующие разделы.

1. Общие положения.
В этой части указываются сведения об организации, подразделении, должности сотрудника, сфера его деятельности, квалификационные требования. Также данный раздел определяет структуру подчиненности специалиста, устанавливает порядок назначения на должность и освобождения от нее, содержит перечень других документов, регулирующих деятельность сотрудника.

2. Задачи.
Это короткий раздел, определяющий цели деятельности сотрудника и круг решаемых им вопросов. Может оформляться в виде перечня основных выполняемых задач.

3. Функции.
Также краткий раздел, перечисляющий функции сотрудника. При его составлении используется описание выполняемых действий: обеспечивает, контролирует, утверждает, проводит и т.п.

4. Права.
В данном разделе перечисляются (обычно в виде списка) предоставляемые сотруднику права в соответствии с его должностью.

5. Ответственность.
Данный раздел устанавливает виды и меру ответственности специалиста за несоблюдение должностных обязанностей, а также нормативных и законодательных актов.

6. Взаимоотношения.
Данный раздел определяет информационные связи сотрудника с другими должностными лицами, порядок движения проходящих через него документов, сроки и порядок их представления, согласования, подписания и т.п.

7. Условия работы.
В этом разделе описывается режим работы, трудовой распорядок, требования охраны труда, условия оплаты труда, предоставление различных льгот и гарантий, и т.п.

8. Порядок оформления трудовых отношений.
Здесь в краткой форме указывается, на каких условиях заключаются трудовые отношения: срочный или бессрочный контракт, назначение испытательного срока, внутреннее или внешнее совместительство и т.п.

При составлении должностной инструкции надо помнить, что она составляется не для конкретного человека, а для должности. Должностная инструкция составляется кадровым отделом предприятия или руководителем подразделения для своих подчиненных. После составления должностная инструкция в обязательном порядке согласовывается с юрисконсультом предприятия, подписывается руководителем соответствующего подразделения (или кадрового отдела) и утверждается руководителем организации. Одно и тоже должностное лицо не может одновременно подписывать и утверждать должностную инструкцию.

Должностная инструкция имеет юридическую силу, если она составлена, подписана и утверждена в соответствии с вышеуказанными требованиями, содержит полное название фирмы, наименование документа («Должностная инструкция»), дату, место и номер регистрации.

При необходимости внесения изменений в должностную инструкцию руководителем организации издается приказ о внесении изменений. С этим приказом под расписку ознакамливают работников, чьи должностные инструкции будут изменяться. Кроме изменений, затрагивающих задачи, функции, обязанности и права работника, необходимо также переписывать должностные инструкции в случае смены наименования организации, подразделения или должности.



Игорь Рындевич, специально для ЗНАК-Комплект