На что жалуетесь? » Новости охраны труда
ЗНАК-Комплект Скажи "Да!" Охране Труда

Главная » Новости » » Новости охраны труда » На что жалуетесь?

« Санитарная проверка | В Зауралье в четыре раза вырастут штрафы из-за увеличения несчастных случаев на производстве. »


На что жалуетесь?




Многочисленные проверки предприятий различными инспекциями – явление закономерное и широко распространенное, а потому привычное. Также давно уже стало привычным боязливо-осторожное отношение к проверяющим инстанциям. Действительно, государственные инспекторы обладают большими полномочиями, их предписания обязательны для исполнения, а некоторые из них имеют полное право приостановить или вовсе запретить деятельность проверяемой фирмы. Понятное дело, что вступать в конфликт с представителями государственных органов, инспектирующими вашу фирму, как говорится, себе дороже. Однако же, вполне возможная необъективность или некомпетентность инспектора в совокупности с широтой его полномочий может стать причиной неправомерного применения штрафных санкций как к проверяемой организации, так и к отдельным ее сотрудникам.

Если такая неприятность случилась, не стоит обреченно соглашаться со сложившимся положением дел, полагая, что решать спорные вопросы с контролирующими органами не только бесперспективно, но и опасно. Конечно, доказать свою правоту может быть очень сложно, но попытаться все-таки стоит. Закон гарантирует право на обжалование действий проверяющих или результатов проверок. Воспользовавшись им, вы сможете «очистить» свою репутацию, вернуть взысканные суммы денег, а в некоторых случаях – возместить также реальный ущерб, упущенную выгоду и моральный вред. К тому же, как показывает практика, проверяющие органы тоже побаиваются организаций, активно отстаивающих свои права, и стараются в дальнейшем держать себя с ними строго в рамках закона.

Каким же образом можно защитить свои права?

Существует два способа отстаивания своих прав, нарушенных при проведении проверки предприятия. Первый из них – административное обжалование, второй – судебная защита своих интересов. Право на административное обжалование и на защиту своих интересов в суде гарантируется статьей 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ), пунктом 1 статьи 254 Гражданско-процессуального кодекса РФ (далее по тексту – ГПК РФ). При подготовке к обжалованию решения инспекции рекомендуется также изучение Главы 30 КоАП РФ, статей 13 и 16 ГК РФ и Главы 25 ГПК РФ.

Административное обжалование представляет собой обжалование действия (или бездействия) проверяющих, а также актов проверки в вышестоящем подразделении проверяющего органа или у вышестоящего чиновника в подразделении, проводящем проверку.

В виду того, что при административном обжаловании спор рассматривает сама сторона, на которую обращена жалоба, добиться положительных результатов рассмотрения дела очень сложно. Вероятнее всего, что при рассмотрении спора контролирующий орган будет упорно отстаивать свою правоту, ссылаясь на действующие внутренние инструкции или приказы вышестоящих инстанций, даже если они противоречат закону. Однако у административного обжалования есть и некоторые преимущества: например, не нужно платить государственную пошлину. К тому же, в случаях явных нарушений правил проведения проверки со стороны инспекторов, подтвержденных документально, вышестоящий руководитель или подразделение, скорее всего, примут положительное решение по рассматриваемому спору, чтобы не доводить невыгодное им дело до суда.

Если вы собираетесь обжаловать действие инспекторов при проведении проверки, можно обратиться с жалобой к их непосредственному начальнику. Если вы хотите обжаловать акт, выданный инспекцией по результатам проверки, или руководитель инспекции не отреагировал на ваше обращение с жалобой, то можно подавать жалобу в вышестоящую инстанцию. Можно также подавать жалобу непосредственно инспектору, выписавшему постановление, или в подразделение, проводящее проверку. В этом случае они обязаны в трехдневный срок передать жалобу в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу (ст. 30.2 КоАП РФ).

Жалоба может подаваться в произвольной форме, однако разумным будет придерживаться следующих простых рекомендаций по ее составлению. Самым важным моментом в вашем заявлении будет обоснование жалобы, подкрепленное ссылками на нарушенные законы. Чем правильнее вы укажете свои нарушенные права со ссылкой на соответствующие законы, чем четче сформулируете свои требования, тем больше шансов на благополучный исход разбирательства. Указывайте в жалобе все свои полные реквизиты, а также подробные сведения об инспекторе, действия которого вы обжалуете, (фамилия, имя, отчество, должность) или подробные данные по обжалуемому акту (номер, дату составления, данные об инспекторах, проводивших проверку). Постарайтесь при этом уложиться в одну-две страницы. Жалобу подписывает руководитель организации (частный предприниматель). Приложите к жалобе копии документов, подтверждающих ваши права или факт их нарушения. Никогда не прикладывайте к жалобе оригиналы таких документов, т.к. известно много случаев их «случайной утери». Также позаботьтесь о регистрации вашей жалобы: составьте ее в двух экземплярах, зарегистрируйте в журнале исходящей корреспонденции, один экземпляр оставьте себе, а второй отправьте заказным письмом с уведомлением. При подаче жалобы лично обязательно потребуйте ее регистрации.

Важно также не упустить срок подачи жалобы. По закону (ст. 30.3 КоАП РФ), жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (по некоторым видам административных правонарушений – в пятидневный срок). В случае пропуска этого срока лицо, подающее жалобу, может ходатайствовать о его восстановлении.

Рассмотрение административной жалобы должно быть произведено в течение 10 дней, а если вы обжалуете постановление об административном приостановлении деятельности, а также в некоторых других случаях – в течение 5 дней (ст. 30.4 КоАП РФ). Результат рассмотрения жалобы должен быть предоставлен заявителю в письменном виде в течение трех дней после принятия решения. Если жалоба не была отклонена, постановление о наложении взыскания может быть изменено либо отменено вовсе (ст. 30.7 КоАП РФ). При этом в первом случае не может быть применено усиление наказания, а во втором дело может быть направлено на дополнительное рассмотрение.

Удовлетворение вашей жалобы не означает автоматической компенсации понесенных вами убытков или морального вреда, однако в этом случае вы вполне вправе их потребовать на основании статей 16, 1069, 1070 ГК РФ. Если же жалоба не была удовлетворена или вы не согласны с решением по ней, можно попытаться оспорить решение, обратившись в прокуратуру или в суд.

Мы подошли вплотную к рассмотрению второго способа отстаивания своих прав, нарушенных при проведении проверки предприятия – судебного обжалования действий и решений проверяющих. Надо заметить, что предварительная административная жалоба не является обязательной для подачи искового заявления в суд, т.е. если вы сомневаетесь в положительном рассмотрении такой жалобы и при этом уверены в своей правоте и можете подтвердить ее документально, можно сразу обращаться ко второму способу.

В случае, если вы собираетесь отстаивать нарушенные права юридического лица, вам необходимо подавать исковое заявление в арбитражный суд. Если же речь идет о защите прав сотрудника предприятия (например, должностного лица, неправомерно наказанного штрафом за допущенное нарушение), то ему необходимо обращаться в районный (городской) суд. Во втором случае надо понимать, что речь идет не о защите интересов компании, а лишь о защите личных интересов конкретного гражданина, являющего ее сотрудником. Обращаться следует в районный суд по месту нахождения инспекции, действия которой вы обжалуете (ст. 28 ГПК РФ, ст. 30.1 КоАП РФ), а при защите гражданских прав должностного лица возможна подача иска в суд по месту жительства гражданина (ст. 254 ГПК РФ).

В зависимости от того, какие действия или решения инспекторов будут оспариваться в суде, необходимо подготовить исковое заявление или жалобу. На крупных и средних предприятиях, имеющих собственный юридический отдел или хотя бы юрисконсульта, задача ведения судебного разбирательства ложится именно на этих сотрудников. В остальных случаях полезным будет обратиться за помощью к организациям, оказывающим адвокатские или иные юридические услуги.

При обращении в суд вам необходимо будет до подачи заявления в обязательном порядке уплатить государственную пошлину, а при подаче заявления предъявить квитанцию об оплате. В некоторых случаях возможна подача ходатайства об отсрочке оплаты госпошлины или оплате ее несколькими частями, либо о частичном или полном освобождении от уплаты. Если ваш иск будет удовлетворен в вашу пользу, проигравшая сторона будет обязана возместить вам уплаченную госпошлину, а также возместить суду все судебные издержки по рассмотрению дела (затраты суда на проведение экспертизы, услуги переводчиков, специалистов и т.п.). При частичном удовлетворении иска ваши судебные расходы будут возвращены пропорционально удовлетворенным требованиям.

Срок исковой давности для обращения в суд по обжалованию действий или решений инспекции составляет три месяца со дня, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении ваших прав. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления (ст. 256 ГПК РФ). В случае оспаривания административной ответственности срок исковой давности составляет 10 дней со дня получения постановления о привлечении к административной ответственности. (ст. 30.3 КоАП РФ).

Подробное рассмотрение проведения судебного разбирательства выходят за рамки данной статьи. Если на вашем предприятии нет штатных юристов, оптимальным вариантом может стать обращение к услугам адвокатской конторы. Адвокат в качестве вашего представителя будет вести спор в суде, прибегая к своему опыту и знаниям, что может значительно повлиять на благоприятный исход судебного разбирательства.

Игорь Рындевич, специально для ЗНАК-Комплект